Автохромы, возвращенные к жизни
Британский художник Стюарт Хамфриc (Stuart Humphryes) давно занимается реставрацией ранних цветных фотографий. Сначала это было просто хобби, но со временем его аудитория росла, а в 2023 году он выпустил книгу, в которой представлено более 200 улучшенных им снимков людей самых разных слоев общества, их повседневная жизнь, работа и досуг.

Многие думают, что он раскрашивает черно-белые фотографии, но это не так. Хамфрис реставрирует автохромы — цветные фотопластинки, созданные по первой в мире технологии цветной фотографии, пригодной для массового применения. Она была популярна до 30-х, пока не уступила место многослойным фотоматериалам.

Автохромный процесс требовал примерно в 30 раз больше времени экспонирования, чем ЧБ той эпохи.
«У многих людей есть черно-белые фотографии 1970-х годов», — говорит Хамфрис. Они не представляют, что люди делают цветные фотографии с 1861 года».

Процесс работы над каждым снимком состоит из множества этапов: от удаления вручную физических дефектов до улучшения четкости изображения с помощью нейросетей.
«За столетие они [автохромы] выцветают, трескаются и раскалываются. Баланс красителей меняется, поэтому они становятся либо очень желтыми, либо очень синими. Красные оттенки деградируют быстрее всего. Я использую цифровое сканирование, чтобы восстановить баланс цветов, очистить их и избавиться от грязи и шума. Я также пользуюсь некоторыми алгоритмами и компьютерным ПО, чтобы очистить их и сделать похожими на современные цифровые изображения», — говорит Хамфрис. Все оригинально, но как бы усилено до максимальной степени».

Еще одна важная особенность автохромов — их структура, состоящая из зерен картофельного крахмала, напоминающая картины пуантилистов.
«Если вы увеличите масштаб автохрома, изображение полностью распадётся. Их просмотр возможен только на расстоянии, потому что по мере приближения к изображению точки становятся все больше и больше, исчезают детали. Я усредняю разницу между точками, как бы сглаживаю их с помощью методов цифровой обработки — они избавляют от точечности. Таким образом, люди на своих мобильных устройствах могут увеличивать масштаб фотографии, и она не распадается».

Источник
Автохром тунисской женщины, одетой в платье с восточным орнаментом (около 1918 года) запечатлел вневременность человеческого состояния. Ее утомленный вид и усталый опущенный взгляд мгновенно считываются сегодня и эмоционально связывают зрителя с объектом, снятым более века назад. В этом и заключается прелесть реставрации ранних фотографий — она разрушает барьеры, разделяющие нас, и строит мост между тем, что связывает нас с историей.

«Я всегда думал, что мы сами, вы и я, в конечном итоге через 100 лет окажемся лицами на фотографиях в ящике чьего-то письменного стола. Эти люди были такими же живыми и реальными, как и мы сейчас. Но теперь они существуют исключительно как это статичное изображение».

«Зрители склонны думать, что то, что я делаю с фотографиями, заставляет людей на снимках казаться более современными, как если бы их можно было встретить сейчас на улице. Они сопереживают и чувствуют эмоциональную связь с этими портретами, которой, в противном случае, у них бы не было. Я думаю, это действительно прекрасно и очень важно», — говорит Хамфрис.

«Мне приходили сообщения от потомков людей, чьи родственники были на фотографиях, которые я улучшил. Для меня это удивительно: я могу вернуть давно ушедшего человека к жизни, чтобы тысячи людей увидели его и соприкоснулись с ним».






Источники: