Фотографы делятся: Александра Громова
Фотографы делятся — наша рубрика в стиле небезызвестных «правил жизни». Здесь будут истории творческого пути и мысли о жизни и фотографии молодых российских авторов.
Сегодня у нас в рубрике #фотографыделятся Александра Громова. Документальный фотограф родом из Казани, до 2022 жила и работала там же, сейчас — в Берлине. Александра публиковалась в таких изданиях, как «Такие дела», «Dodho Magazine», «The Calvert Journual», «Заповедник» и др.
Мои отношения с фотографией начались со знакомства с родным городом. Несколько лет (с 2016 по 2018 год) я находила интересные места в Казани, снимала на телефон и делилась результатом в своем инстаграме. В определенный момент я поняла, что уперлась в какое-то одно направление и мобильной фотографии уже недостаточно. Благодаря своим подписчикам, тогда их было около 6000, я собрала средства на беззеркальную камеру Fujifilm X-T20 (до сих пор я снимаю только на неё). А через полгода, в 2018 году, поступила в школу Современной фотографии «Докдокдок» на курс документальной фотографии и фотожурналистики, а позже на постдокументальный курс.
Мне нравится жизнь во всей её простоте, интересные истории и ситуации, которые всегда находятся где-то очень близко. Мне безумно нравится ощущение неизведанного, которое не просто вдохновляет, но и заставляет постоянно двигаться дальше. Поехать туда, где ты ни разу не был, изучить местность, познакомиться с новыми людьми и не только.
Я всё время вижу перед собой образы, героев и сценки, которые моментально фиксирую на камеру или мысленно. И этот процесс никогда не заканчивается, что бы я ни делала. Я не перестаю искать себя, много смотрю, работаю и анализирую. Документальная фотография – это самый близкий мне жанр сейчас. Мне нравится жизнь во всей её простоте, интересные истории и ситуации, которые всегда находятся где-то очень близко. Мне безумно нравится ощущение неизведанного, которое не просто вдохновляет, но и заставляет постоянно двигаться дальше. Поехать туда, где ты ни разу не был, изучить местность, познакомиться с новыми людьми и не только. Не так давно я гуляла с камерой по авторынку, какой-то продавец меня заметил, спросил, что я здесь снимаю. Я сказала, что шины очень красивые. Он посмотрел и с недоумением произнес: «Что здесь вообще может быть красивого?»
Наверное, самое сложное, это найти баланс между зарабатыванием денег и творчеством. Документальные проекты требуют много ресурсов, не только внутренних, но и финансовых. Если заниматься исключительно такой фотографией, то сводить концы с концами будет сложно. К сожалению, долгосрочные проекты и истории мало ценятся и не приносят хорошего дохода. Но можно совмещать разные направления, я часто беру заказы на репортаж, социальную фотографию, а основной доход приносит предметная съемка для маркет-плейса. Но, безусловно, настоящую отдачу приносят больше личные проекты, нежели коммерческие.
Фотографу в наши дни важно понимать себя и делать то, что нравится.
Я спокойно отношусь к критике, не гонюсь за лайками и подписчиками. Для меня важнее всего получать радость от того, чем занимаюсь и не останавливаться на достигнутом. Фотографу в наши дни важно понимать себя и делать то, что нравится. Невозможно ответить точно, в каком состоянии сейчас находится фотосфера. Поскольку она переживает сильные перемены: возникают новые жанры, происходит расширение границ и то, что раньше было актуальным становится невостребованным и неинтересным для зрителя. Поэтому, конечно, важно изучать не только тенденции в фотографии, но и в целом быть открытым к новому и пробовать разные инструментарии.
Из авторов нет кого-то конкретного, на кого бы я ориентировалась. Но очень вдохновляюсь такими ребятами, как Димой Лукьяновым, Анастасией Цайдер, Лешей Павловым и другими.
Для меня ближайшая цель – перешить дамми с последней историей про текстиль. А о больших планах пока не очень хочется говорить вслух. Людям, которые только начали интересоваться фотоискусством, я пожелала бы слушать своё сердце и доверять интуиции.
Апрель 2021