Кубрик, свечи и объектив NASA

Начав свою карьеру в качестве фотографа журнал LOOK в 17 лет, Стенли Кубрик впоследствии стал в высшей степени знающим техническим киноспециалистом, а также талантливым сценаристом и вдохновляющим режиссером. Он внедрил в кино множество передовых технологий и постоянно искал наиболее прогрессивные методы и оборудование, которые позволили бы ему максимально эффективно воплощать свои кинематографические видения в жизнь.

Сегодня мы расскажем о том, как ему удалось снять сцены фильма «Барри Линдон» буквально при свечах (!), не используя дополнительное искусственное освещение.

«Барри Линдон» – вольная экранизация романа Теккерея 1844 года, действие происходит в Ирландии в середине XVIII века. Кубрик – известный перфекционист, скрупулёзный и очень внимательный к деталям – хотел добиться абсолютной реалистичности, поэтому в частности отказался от использования искусственного освещения некоторых сцен и павильонной съемки.

При подготовке к «Барри Линдону» Кубрик и его оператор Джон Олкотт вдохновлялись картинами голландских мастеров, изучая их световые эффекты. Кубрику было важно сохранить естественность и ощущение старых английских замков ночью при свете свечей. 

Как правило, в фильмах свеча в кадре не является основным источником света, большая часть на самом деле исходит от специальных оранжевых ламп за кадром. Но Кубрик хотел добиться аутентичности, создать подлинную атмосферу XVIII века и придать сценам сияние, которого невозможно было добиться при помощи искусственного освещения. Так, впервые в истории кинематографа сцены были сняты исключительно при свете восковых свечей. 

Это стало возможным благодаря объективам Carl Zeiss Planar 50 мм со светосилой f/0.7, которые Кубрик купил ни у кого-нибудь, а у NASA. Эти объективы были изготовлены специально для лунной программы Аполлон. Всего было сделано 10 штук, 3 из которых были приобретены Кубриком. 

Но наличие сверхсветосильного объектива – это еще не все. Нужно как-то фокусироваться, следить за глубиной резкости и в целом, как-то прикручивать объектив к кинокамере. Со всем этим возникла масса сложностей, объектив пришлось достаточно сильно модифицировать, откалибровать заново, переработать кольцо фокусировки, которое стало вращаться на 720 градусов, целых два оборота!  

50 мм – хорошее фокусное для крупных планов, но Кубрик по понятным причинам хотел и более широкий угол, поэтому был найден кинопроекторный адаптер, который дал эффективное фокусное расстояние 36,5 мм с очень незначительной потерей света.

Вместо обычного видоискателя, через который было почти ничего не видно в такой темноте был использован видоискатель от старой камеры Technicolor. А для того, чтобы точно фокусироваться при очень маленькой глубине резкости, была придумана специальная система. 

Все эти технические ухищрения и очень дорогие, редкие объективы служили одной цели – заставить зрителя поверить в действительность происходящего на экране.

Другую техническую информацию можно посмотреть на сайте shotonwhat.