Нитроплёнка

Любой фотоматериал состоит из двух основных частей: подложки, или основы, и светочувствительной эмульсии. В качестве основы применяют пленку, бумагу, ткань, пластмассу, керамику или металл, соответственно, она может быть прозрачной или непрозрачной, гибкой или жесткой. [1]

из книги «Фотографические процессы регистрации информации»

Опасная нитроцеллюлоза

Фотопленки на гибкой подложке изготавливаются уже больше ста лет. В XIX — первой половине XX века в качестве материала для нее использовали нитроцеллюлозу, отсюда и название — нитроплёнка.

Нитроцеллюлоза обладает отличной гибкостью и износоустойчивостью, однако химически нестабильна и легко воспламеняется. Причем способна она и к самовоспламенению, поэтому ее хранение требует строгого соблюдения мер противопожарной безопасности.

Нитроцеллюлоза была открыта в 30-х годах XIX века за 60 лет до изобретения кинематографа. Изначально она использовалась в военной промышленности в составе взрывчатых веществ. Нестабильная и взрывоопасная, она была способна выделять в 6 раз больше продуктов горения, чем пушечный порох.

Нитропленку поэтически называют «серебром», из-за культурной ценности и химического состава. Множество его частиц создавало на экране сложное мерцание оттенков серого. Глубину, которую давало использование серебра, не смогли достигнуть поздние пленочные аналоги и цифровые носители. [2]

Пленка на основе нитроцеллюлозы производилась до 1951 года, а кино снималось до 1960-х. Из-за своей химической настабильности она также получила название опасной, но не смотря на это стала основой главного искусства и развлечения XX века. 

Вот несколько ярких, как пламя горящей нитроплёнки, примеров

Первая версия дебютного фильма Роберта Флаэрти «Нанук с севера» 1916 года сгорела из-за неосторожно выкуренной режиссером сигареты. Шесть лет спустя фильм был переснят.

Оригинальный негатив «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса погиб при пожаре в студийной лаборатории. 

Пожар в хранилище практически полностью уничтожил фильмографию Теды Бары — американской дивы немного кино 1910-х.

Одна из самых масштабных катастроф в истории кино произошла на студии Fox в 1937 году. Тогда в пожаре сгорело 40 тысяч негативов студии — это 75% всей продукции, произведенной компанией до 1932 года. Фильмографии некоторых режиссёров и актеров были полностью утрачены. А виной этому стала аномальная жара и плохая вентиляция.

Но кинопленки горели и во время показов. Нитропленке достаточно застрять в кадровом окне проектора на несколько секунд, чтобы нагреться от лампочки и вспыхнуть. Помимо прочего ее сложно потушить, она горит даже без доступа кислорода и под водой.

Крупный пожар в кинематографе произошел в городе Бологое в 1911 году из-за неосторожного обращения с киноаппаратом. Он унес жизни 64 человек, 43 из которых были дети. 

Сегодня показы фильмов с нитропленки в обычных кинозалах запрещены, их демонстрируют исключительно на открытом воздухе на некоторых кинофестивалях. Опасность нитропленки определила этику и принципы хранения фильмов.

Здесь важно также отметить, что в самых крупных пожарах в истории кино нет вины самой пленки. Чаще всего это обычная халатность и неправильное обращение с оборудованием. 

Анри Ланглуа

Безопасный триацетат

Как бы там не было после случая на студии Fox очевидной становится необходимость создания новой подложки. В 20-30-е выпускались пленки на негорючей ацетатной и диацетатной основе, правда, они были недолговечны, поэтому использовались только для домашнего и любительского кинематографа малых форматов.

В 1951 году Kodak представил пленку на подложке из триацетата, которая не горела, но плавилась, поэтому заслуженно получила название «безопасная» (safety film). Для производства рулонной пленки этот материл используется до сих пор.

Андре Кертес. Париж, 1982

После нитры

Так закончилась эра нитроплёнки, но что стало со всеми фильмами, которые были на нее сняты?

В 50-70-х фильмы стали переводить с нитры на безопасную подложку, то есть создавать копии. Однако триацетатная копия не заменяла оригинал, так как в процессе оптического копирования теряла качество. 

Некоторые архивы все же уничтожали оригинал из-за его опасности и ограниченности ресурсов хранения. Студии также массово избавлялись от нитроплёнки. Огромное количество фильмов было смыто, утоплено, сожжено, потому что их было дорого хранить. Известно, что по разными оценкам, мы утратили от 75 до 90% немых фильмов. [2]

Но сегодня мы больше не можем сжигать или топить в реках «старые» кинокартины. Мы научились их хранить и новой проблемой стали заполненные под завязку хранилища. [2]

С появление цифровых технологий киноархивы планомерно оцифровывают свои коллекции. Это еще один вариант сохранения и распространения. 

Многие из нас ни разу не смотрели фильм с пленки, даже с триацетата, не то что с нитры, и цифровая копия порой — единственный шанс увидеть раннее кино. 

Что касается именно нитроплёнки, то мировое сообщество архивистов, осознавая вред от каждого ее прогона через проекционный аппарат, выбрало цель сохранять, а не показывать. [2]

Источники

  • [1] Елизарова, В. Нитрокнига: истории утрат и сохранения фильмов. — Москва : Госфильмфонд, 2022 — 110 с.
  • [2] Редько, А. В. Фотографические процессы регистрации информации : учебное пособие / А. В. Редько, Е. В. Константинова. — Санкт-Петербург : Политехника, 2005. —  573 с.

Дополнительные материалы

Тест горения нитропленки

Разрушенный фильм в движении, Билл Моррисон

Рейтинг утраченных фильмов России и СССР