Писатель с фотоаппаратом Леонид Андреев

«Если бы я был царем, я бы всех заставил фотографировать».

Леонид Андреев, писатель и драматург Серебряного века, помимо своей литературной деятельности был увлечённым фотографом и пионером цветной фотографии.

Первые фотоаппараты появились у него уже в 1902 году. Одним из них был стереофотоаппарт Кодак. Сначала он занимался черно-белой фотографией, а с появлением в России автохрома братьев Люмьер начал снимать цвет. 

Об этом увлечении Андреева знали все без исключения. Коллекционер и собиратель частного «литературного музея», Фёдор Фидлер, вспоминал:

«Он (Андреев) страстно увлечен цветной фотографией. Специально для меня, то есть для моего «музея», жена сфотографировала его на веранде и приблизительно через час вручила мне готовую стеклянную пластинку (стереоскопическое двойное изображение). Уникальный экземпляр». 

Его старший сын Вадим говорил, что «фотографическими пластинками, сперва обыкновенными, черными, потом цветными, заполнялись целые шкафы. В лаборатории, устроенной под лестницей, ведущей на чердак и получившей название «палата № 6» отец проводил целые дни, — как настоящему фотографу ему наивысшее удовольствие доставлял процесс проявления. Пускай нещадно коптила лампа перед маленьким красным окошечком, ему было все равно <…>, часами, не зная усталости, даже забыв о папиросах, отец проявлял, пока не кончался запас снятых за день пластинок».

А вот как описывает увлечение Леонида Андреева цветной фотографией Чуковский:

«Казалось, что не один человек, а какая-то фабрика, работающая безостановочно, в несколько смен, изготовила все эти неисчислимые груды больших и маленьких фотографических снимков, которые были свалены у него в кабинете, хранились в особых ларях и коробках, висели на окнах, загромождали столы. Не было такого угла в его даче, который он не снял бы по нескольку раз. Иные снимки удавались ему превосходно — например, весенние пейзажи. Не верилось, что это фотография, — столько в них было левитановской элегической музыки.

В течение месяца он сделал тысячи снимков, словно выполняя какой-то колоссальный заказ, и, когда вы приходили к нему, он заставлял вас рассматривать все эти тысячи, простодушно уверенный, что и для вас они источник блаженства. Он не мог вообразить, что есть люди, для которых эти стеклышки неинтересны. Он трогательно упрашивал каждого заняться цветной фотографией.

Ночью, шагая по огромному своему кабинету, он говорил монологи о великом Люмьере, изобретателе цветной фотографии, о серной кислоте и поташе… Вы сидели на диване и слушали».

Сегодня известно около 440 автохромов Леонида Андреева разных форматов, но в основном это стереоскопические пары, которые при этом могут находиться в разных архивах. Большая часть автохромов хранится в Великобритании в архиве Лидсского университета, 56 штук – в Орловском государственном литературном музее И.С. Тургенева.

Важную роль в сохранении автохромов Андреева сыграл директор архива Лидсского университета, Ричард Дэвис. Со временем многие из них стали разрушаться, цветная подложка рвалась и отслаивалась, теряла цвет. В России никто не брался за реставрацию орловских экземпляров. Дэвис безвозмездно отреставрировал их в Англии. Также он выпустил альбом «Leonid Andreev. Photographs by a Russian writer» («Леонид Андреев. Фотографии, выполненные русским писателем») с его фотографиями и автохромами.

Благодаря сохранившимся автохромам мы можем оценить не только литературный, но и художественный талант Андреева, который также признавали его друзья, Валентин Серов и Илья Репин.

Читайте другие наши статьи о писателях с фотоаппаратом