Фотографы делятся: Алексей Васильев

Фотографы делятся – наша рубрика в стиле небезызвестных «правил жизни». Здесь будут истории творческого пути и мысли о жизни и фотографии молодых российских авторов.

Рады познакомить вас, пожалуй, с самым известным сегодня «летописцем» жизни в Якутии – Алексеем Васильевым. Алексей всю жизнь живет и работает в Якутске, его проекты, посвященные родной земле и людям оттуда, знакомы без преувеличения всей мировой фотосреде – проще сказать в каких международных конкурсах он не занимал призовые места, а в 2021 году и вовсе покорил главную вершину для документалиста – стал номинантом World Press Photo.

Фотография была просто хобби, способом убить время. Но, видимо, в этом и есть «фишка» фотографии: вначале ты просто думаешь, что это хобби, а, на самом деле, это новый этап в жизни.

Интерес к фотографии у меня начал проявляться где-то в 2013 году. Я работал журналистом в местной детской газете «Юность Севера», писал тексты, но не сказать, что они были захватывающими, я был (и остаюсь) очень самокритичным. Иногда я делал снимки для текстов, но это были просто иллюстрации, без какой претензии на художественную ценность. У меня вообще не было цели становиться фотографом, тем более документальным. Я даже не знал что это – документальная фотография. Фотография была просто хобби, способом убить время. Но, видимо, в этом и есть «фишка» фотографии: вначале ты просто думаешь, что это хобби, а, на самом деле, это новый этап в жизни. Я начал больше фотографировать, то на улице, то дома, то на крыше, то еще где-то, приглашал девушек на съемку, в общем, снимал всё, что покажется интересным, оттачивая мастерство. Часами торчал в фотопабликах, просматривая снимки фотографов – от фэшн до документальных. Это была моя первая школа фотографии – соцсети.

Конечно, мне важно, чтобы мои работы вызывали реакцию, любую, но лишь бы не равнодушие. Важно, чтобы тебе самому нравилось то, чем занимаешься. А делать что-то только ради условных «лайков» – так не пойдет. Я начал свою карьеру именно потому, что мне самому было интересно фотографировать. И людям потом стало это интересно. Это же всегда чувствуется и всегда найдет отклик у зрителей. Сейчас я снимаю на Canon 5D Mark 4 – это новая моя камера. Есть еще Fujifilm x100f. Конечно, хорошие снимки можно делать на любой фотоаппарат. Начинающие фотографы вообще не должны заморачиваться по поводу техники. Я начинал с телефона, потом снимал на Canon 600D и делал это на протяжении 4 лет. Еще, конечно, нужно заниматься самообразованием. Сейчас это уже легко делать, многое доступно в интернете. Так что главное – это желание и страсть делать то, что нравится.

В профессиональном плане бывает трудно найти доступ к теме, герою. У нас люди в Якутии привыкли к более уединенному образу жизни и не очень любят рассказывать о себе, особенно если у них непростая жизнь.

Одна из главных моих личных трудностей в работе, это побороть лень. Но я стараюсь не впадать в прокрастинацию. Меня спрашивают, почему ты не уедешь в Москву или Петербург, а я думаю, что не смогу жить в этих городах. Ну вот разве что в Петербурге смог бы, но я спился бы там, наверное (смеется). А в Москве слишком бешеный темп жизни, я привык к медленному образу жизни. Тяжело бывает еще из-за нехватки общения здесь. Например, с единомышленниками, чтобы обмениваться опытом, помогать друг другу. Есть у меня парочка друзей здесь, но все равно общения не хватает. В профессиональном плане бывает трудно найти доступ к теме, герою. У нас люди в Якутии привыкли к более уединенному образу жизни и не очень любят рассказывать о себе, особенно если у них непростая жизнь. Из-за такого сурового менталитета они привыкли все держать в себе, а то мало ли еще больше проблем наживут. Конечно, финансовая сторона тоже влияет на мотивацию в съемках. Например, я знаю молодых фотографов, которые готовы работать, но у них ее нет. И чаще всего они занимаются какой-то параллельной работой, не связанной с фото. А есть иностранные фотографы, которые регулярно работают в России. Мне нравится то, что делает Маша Гельман, особенно ее проект «Светлана», Елена Чернышева и проект о жизни в Норильске, он меня вдохновил на мой проект о жизни в Якутии, Елена Аносова, Александр Гронский и его пастораль, конечно, мой друг Дима Марков.

Если быть откровенным, до определенного момента я не очень серьезно относился к жизни, к себе – плыл по течению, не особенно понимая, чего вообще хочу. Поэтому я забивал часто на многое, предпочитая забываться в гулянках. А фотография, можно сказать, перевернула мою жизнь.

В 2016 решил поучаствовать в региональном фотоконкурсе и занял первое место в категории «портрет», потом в этому же году – стал финалистом на Lens Culture Street Photography Awards. Для меня лично это был настоящий прорыв – обыкновенный парень из Якутии оказался вдруг в числе лучших. Это я сейчас к конкурсам спокойно отношусь, как к части работы. А тогда всё это было в новинку, хулиганством, поводом «попонтоваться» перед дружками. Потом мои фотографии были опубликованы в ТакиеДела, National Geographic Russia. Я получил свои первые деньги за то, что люблю делать – снимать. Это было сладкое ощущение победы. Возникло понимание в моем так долго спавшем мозге, что я, видимо, что-то делаю хорошо и из этого может что-то получится. Если быть откровенным, до определенного момента я не очень серьезно относился к жизни, к себе – плыл по течению, не особенно понимая, чего вообще хочу. Поэтому я забивал часто на многое, предпочитая забываться в гулянках. А фотография, можно сказать, перевернула мою жизнь. В 2018 я решил уволиться из газеты, чтобы полностью посвятить время фотографии. Я должен был попробовать в конце концов. Тогда же я выиграл грант на обучение в Докдокдок и это в какой-то степени послужило для меня поддержкой. В школу я уже пришел достаточно сформировавшимся фотографом. У меня был опыт, и я уже в целом понимал, что и как хочу снимать. Образование было нужно, чтобы как-то упорядочить знания, получить новые, раскрыть новые смыслы в профессии. И школа очень помогла в этом. Самое главное, что в рамках обучения, я как раз снял свой второй проект, посвященный якутскому кинематографу, который отмечен World Press Photo.

Меня вдохновляют люди, моя родная земля. Все вокруг красиво, но и немного грустно – как я люблю.

Сейчас я продолжаю работать и над первым проектом (о жизни в Якутии), и над этим. Не закрываю их. Я же живу в Якутске, здесь постоянно происходят какие-то события. И если мне понравится то, что снял, то я включаю в серии. Меня вдохновляют люди, моя родная земля. Все вокруг красиво, но и немного грустно – как я люблю. Вот, например, даже для меня, человека, который живет в Якутске, интересен феномен нашего кинематографа. Это было открытием, насколько наши режиссеры отчаянные люди, мечтатели. Как они самозабвенно готовы заниматься своим любимым делом, бросая работу и стабильное будущее. У кого-то даже распадаются семьи из-за этого, кто-то влезает в долги, чтобы только снять фильм. Это меня очень поражает. Я не знаю, что будет завтра, через год-два. Пока меня все здесь устраивает. Мне нравится жить и работать в Якутске. Конечно, временами бывает очень непросто. Случается творческий кризис. Если удается, я куда-то уезжаю. В прошлом году я побывал на севере Якутии и начал там свой следующий проект, посвященный эвенам в Якутии. В ближайшее время я хочу его закончить и издать наконец свою книгу.