Фотографы делятся: Анна Плюснина

Фотографы делятся – это рассказы российских авторов об их творческом пути, истории из жизни и мысли о фотографии, принявшие форму монолога. 

Завершает этот год наша рубрика #фотографыделятся в компании с Анной Плюсниной. Анна – художница и фотограф из Петербурга. Предпочитает работать над собственными документальными и социальными проектами. Работает с темами семьи, детства, подросткового возраста. Так же интересуется темами изоляции, закрытых сообществ.

Анна – участница групповых выставок и фестивалей в России и за рубежом, а также лауреат отечественных и международных конкурсов. Публиковалась в изданиях: «Заповедник», «Такие дела», «Regnum», «Analog Magazine», «Reserve», «Private» и других.

Инструмент очень важен для меня. При этом он может быть любой. Камера определяет время съемки, стилистику, концепт и многое другое.

из серии «Очарованные»

Говорят, фотограф – неудавшийся художник. Наверное, это про меня. Я очень люблю рисовать. У меня художественное образование и я даже думала стать иллюстратором детских книг. Несомненно, это отразилось на моем стиле сьемки. Знание истории искусств, изучение композиции – все это очень помогло. Наверное, поэтому снимаю чаще цвет – не могу убить в себе живописца. Фотография победила, благодаря более быстрому процессу.

Начала фотографировать я в детстве, первый снимок сделала на пленочную мыльницу Kodak. Напечатанный кадр казался настоящим чудом. Лет в 14 отобрала у сестры уже цифровую мыльницу и понеслось…

Инструмент очень важен для меня. При этом он может быть любой. Камера определяет время съемки, стилистику, концепт и многое другое. Мне нравится снимать на телефон и на цифру, но среднеформатная пленка — это моя любовь. Часто портреты делаю на Mamiya RZ67. Мне нравится, что процесс растянут во времени, я не могу сразу увидеть результат. Человек ждет, когда я сфокусируюсь, и его взгляд меняется. Конечно, еще цвет пленки особенный и крутой, что можно практически ничего не обрабатывать.

Мне нравится через фотографию познавать мир. Это мой способ жить, видеть, говорить. Узнавать людей, попадать в такие места, куда бы никогда не пошел в обычной жизни.

Фотографическое образование началось с курсов при Эрмитаже у Игоря Лебедева. Потом факультет Гальперина, там я осваивала репортаж. После была Фотографика и ДОКДОКДОК. Обучение дало комьюнити, новые открытия. Вообще я все время учусь, думаю, это важно – не сидеть один на один со своими работами, а показывать их, узнавать мнение других авторов.

Уже десять лет я преподаю фотографию, в основном, подросткам и студентам. В последнее время затянуло в сторону документальной фотографии и проектов. Заметила, что часто они связаны с темой подросткового возраста и темой семьи. Меня интересуют пограничные состояния, трансформации.

из серии «Очарованные»

Последний мой проект связан с детьми с РАС. С ними бывает сложно наладить контакт. Помню, я долго добивалась разрешения на сьемку, с трудом добиралась до дома героев. Когда наконец пообщалась с мамой, отсняла два кадра на средний формат, мальчик, которого я снимала спросил: «Когда вы уже домой пойдете, может, хватит уже?»

Меня одолело такое чувство тяжести от мысли, что я делаю что-то никому не нужное, ни этому мальчику, ни его родителям, никому. Тогда я напомнила себе, что имею дело с аутичным человеком. Бывает, они не могут скрыть свои эмоции и говорят первое что есть в голове, не понимая, как это воспринимается со стороны. В тот день я снимала своих героев еще два часа. В итоге оттуда вышли самые удачные кадры.

Мне нравится через фотографию познавать мир. Это мой способ жить, видеть, говорить. Узнавать людей, попадать в такие места, куда бы никогда не пошел в обычной жизни. Это наполняет и делает человечнее, помогает не закостеневать.  Мне нравятся все жанры, в каждом своя прелесть.

Коммерческая фотография — это совершенно отдельный пласт. Там свои цели и задачи. Иногда сложно совмещать коммерческую съемку с проектной. Тут важно уметь переключиться, что не всегда выходит. Поэтому я стараюсь снимать такие заказы, где не потеряю себя, как автора. Мой основной заработок — это преподавание. Иногда фотопроекты приносят доход, иногда удается только отбить расходники. Но это не важно. Я тихо радуюсь, что могу себе позволить заниматься тем, что люблю, а не сидеть целыми днями в офисе.

Основные трудности – это обесценивание собственного труда. Я очень давно снимаю, но все равно бывает, что не хватает уверенности в себе. Еще не так просто прожить на доход, связанный только с фотографией. Мне помогают родные. Вдохновляет еще и пример других авторов. В конечном счете, я просто не могу не снимать. Раньше я долго переживала из-за критики, или если не выиграю в конкурсе и т.д. Сейчас отношусь к этому спокойно, появился внутренний стержень. Мне важно мнение людей, которых я уважаю как авторов (педагогов и коллег).

Самое важное – это любить то, что ты делаешь, и не терять себя. Сохранять свое видение, восприятие этого мира. Ну, и обязательно учиться.

В будущем мне хотелось бы сделать серьезную выставку последней работы. Еще в планах больше погрузиться в культуру фотокниг и зинов.

Сейчас российская фотография в состоянии перехода. Появляется все больше новых авторов, среди которых есть интересные. За рубежом сейчас фотография развивается более смело, думаю, опыт таких авторов полезно анализировать. При этом не стоит ставить главной задачей снимать «современную» фотографию. Тут можно уйти в съемку ради приема. Мне кажется, прием должен идти от задачи, которую ставит перед собой автор. Среди моих любимых авторов: Sian Davey, CLAUDINE DOURY, Lydia Panas.

Конечно, фотограф фиксирует реальность вокруг себя и транслирует ее, поэтому он транслирует и время, в котором живет. Художественной фотографии это касается в меньшей степени, как мне кажется. Сейчас большую ценность имеет любительская фотография, потому что телефон есть у каждого и иногда такие снимки с места события оказываются более честными, чем съемки профессионального фотографа.

Мне кажется, сейчас фотографу, вне зависимо от его стилистики, не просто гнуть свою линию и оставаться нужным и востребованным. Очень много людей с камерой не вникают глубоко в фотографию, не изучают ее, но сразу стремятся зарабатывать с ее помощью. Ждут быстрых результатов. Это влияет на качество работ. Тут важно и нужно идти до конца, искать свой визуальный подход, свою тему, на которую ты хочешь поговорить с миром. Если ты сможешь это сделать, то будешь ценным для своей аудитории, твой голос услышат.

Самое важное – это любить то, что ты делаешь, и не терять себя. Сохранять свое видение, восприятие этого мира. Ну, и обязательно учиться. Открывать мир фотографии можно бесконечно!