Фотографы делятся: Наташа Лозинская

Фотографы делятся – наша рубрика в стиле небезызвестных «правил жизни». Здесь будут истории творческого пути и мысли о жизни и фотографии молодых российских авторов.

Сегодня в нашей рубрике #фотографыделятся Наташа Лозинская. Она родом из Кирова, успела пожить в Москве и Краснодарском крае, сейчас осела в Петербурге. Как говорит сама: «Нежно люблю этот город, но все равно часто бываю в разъездах. В основном меня тянет в русскую глубинку – деревни, провинции, чем глуше, тем лучше.» Наташа лауреат конкурса «Молодые фотографы России», участник коллективных выставок в Петербурге. Проекты публиковались в таких изданиях, как «Republic», «Colta», «Заповедник», «Новая газета».

из проекта «Мечты о Калифорнии»

Долгое время не считала фотографию чем-то важным для себя. Таковой для меня была литература. Я писала стихи, сказки, пробовала себя в художественной прозе. Пару лет назад внезапно открыла для себя документальную фотографию. Так что я еще только в начале фотографического пути, но он мне уже нравится. Кажется, моя тяга к писательству просто перекочевала, и теперь я рассказываю истории в снимках.

Фотография научила меня быть жадной до всего вокруг – новые знакомства, случайные разговоры, прохожие, продавцы в магазине, попутчики в метро, бабушки, кормящие кошек во дворе, вывешенное на просушку белье, новостная повестка. Любая деталь может быть важна.

из проекта «Мечты о Калифорнии»

Для меня фотография – это форма поэзии. Когда ты не можешь стерпеть, «как кричит полоска света, прищемленная дверьми» (А.Вознесенский). Раньше я записывала моменты, которые видела или как-то улавливала вокруг, вела дневники наблюдений. Теперь я их снимаю на камеру, и такой подход мне нравится даже больше. Фотография научила меня быть жадной до всего вокруг – новые знакомства, случайные разговоры, прохожие, продавцы в магазине, попутчики в метро, бабушки, кормящие кошек во дворе, вывешенное на просушку белье, новостная повестка. Любая деталь может быть важна. Чаще всего, когда я думаю о том, что хочу снять, мне оно само каким-то образом приходит. Например, для одного проекта мне нужен был персонаж, которого я видела во сне, очень похожий на героя из фильма Хичкока. Я подумала об этом и забыла. Потом пошла снимать совсем другую историю и встретила на обрыве у моря точно такого мужчину, которого себе представляла. Он стоял спиной, засунув руки в карманы брюк с подтяжками, и был словно прямиком из старого кино и из моего сна. Я его сфотографировала, а потом больше этого человека никогда не встречала.

из проекта «Мечты о Калифорнии»

Снимать можно на что угодно, это вообще не имеет значения. Главное, найти подходящий для себя инструмент выражения. Для меня – это камера Fujifilm. Раньше я снимала на Canon, но устала таскать его в поездках. Сейчас я заканчиваю курс обучения в академии «Фотографика». На целый год это место стало моим домом, школой, источником вдохновения и поддержкой. Мне не с чем сравнить, но пока для меня это лучшее, что могло случиться в плане обучения фотографии.

Недавно мы в фотошколе снимали по заданию на мастер-классе у Юрия Козырева. Нужно было стоять в определенном месте в центре города и в течение трех часов снимать то, что видишь вокруг, практически не сходя с места. Я долго караулила одного бездомного, который спал в кустах. Это был очень яркий персонаж – высокий, со звучным голосом, с шикарной бородой. Мельком увидев его издалека, я уже мысленно сделала несколько моих лучших снимков. Но так случилось, что он заметил меня и мою камеру раньше. Это его невероятно разозлило, и он не двузначно дал понять, что мне и моей камере крышка. Пришлось уносить ноги.

из проекта «По ком дует майстра?»

Мне кажется любопытным, что наша страна всегда будет считаться для остального мира экзотикой, и сюда будут приезжать зарубежные фотографы, чтобы что-то отснять. Но у тех, кто здесь живет, всегда есть преимущество. 

Думаю, что фотографией зарабатывать можно и нужно. Это труд, который должен оплачиваться, хотя у нас в стране с этим пока сложно. Но деньги – это точно не самоцель. Я хотела бы, чтобы фотография меня обеспечивала, но даже если этого никогда не случится, вряд ли наши с ней отношения изменятся. В России много по-настоящему талантливых фотографов. Но не всегда понятно, что им со своими талантами здесь делать. Мне кажется, это касается многих сфер жизни в России. С одной стороны, здесь сложно быть художником. Но, с другой стороны, я думаю, нам повезло родиться в такой стране, где смешано очень много всего – огромный культурный пласт, разнообразие народов и конфессий, потрясающие ландшафты, чудесное и пугающее, отрезвляющая действительность и утонченная красота. Мне кажется любопытным, что наша страна всегда будет считаться для остального мира экзотикой, и сюда будут приезжать зарубежные фотографы, чтобы что-то отснять. Но у тех, кто здесь живет, всегда есть преимущество. 

из проекта «Яблоко от яблони» 

Я считаю, что всегда важно завершение. Даже если в начале кажется, что делаешь ерунду. Лучше ее все равно закончить

Эта зима у меня прошла в Петербурге. Иногда очень тяжело было вытащить себя из дома и поснимать в мороз, особенно когда световой день заканчивается, едва начавшись. Тем более сложно было куда-то поехать. Но это позволило мне попробовать что-то новое: я занялась архивом моего отца и сделала проект с коллажами. Меня каждый раз приятно удивляет, когда знакомые и незнакомые люди пишут мне или говорят, что им понравился мой проект, или что снимки произвели впечатление. Это очень важно – получать подобные отклики, хотя я никак не привыкну. Это все равно что встречаешь знак на дороге, указывающий на то, что двигаешься в нужном направлении. Бывают и негативные комментарии, но это тоже нормально. Хуже, когда отклика вообще нет.

из проекта «Яблоко от яблони» 

Доводить все до конца – вот, что надо уметь сегодня любому фотохудожнику. Бывают очень классные фотографы, но они не могут доснять ни одну серию, бросают на полпути. Я считаю, что всегда важно завершение. Даже если в начале кажется, что делаешь ерунду. Лучше ее все равно закончить. И еще я обожаю фотографов-перфекционистов. На самом деле, прежде чем сделать идеальный снимок, нужно «запариться» и сделать тысячу неидеальных. А потом еще отобрать именно тот, который считаешь лучшим. Но потраченные усилия всегда заметны. Предпочтения в фотографии часто меняются. Это естественно, когда ты постоянно развиваешься и учишься у разных авторов.

Художники – самые смелые люди, потому что они разглядывают изнанку мира и изнанку себя, не боятся говорить о вещах, о которых все остальные молчат.

Сейчас в фотографии меня больше всего привлекает смешение сказочного и реалистичного. Мне нравятся проекты про Россию, снятые Евгенией Арбугаевой, Нанной Хайтманн, Еленой Аносовой, Алексеем Васильевым. В планах больше снимать мою малую родину – Вятский край. Для меня в этом месте сошлась вся квинтэссенция настоящей русской жизни, провинциального устоя и национального характера. И чем старше я становлюсь, тем сильнее меня туда тянет.

Всем, кто только начал свой путь, я пожелала бы быть смелыми. И выходить из зоны комфорта. Художники – самые смелые люди, потому что они разглядывают изнанку мира и изнанку себя, не боятся говорить о вещах, о которых все остальные молчат. Смелость быть художником, выбирать сложные темы, делать то, что любишь – это дорогого стоит.

Август 2021

из проекта «Мечты о Калифорнии»