Фотографы делятся: Сергей Березкин

Фотографы делятся – это рассказы российских авторов об их творческом пути, истории из жизни и мысли о фотографии, принявшие форму монолога. 

Сегодня рубрику #фотографыделятся пополнит фотохудожник, чьи работы можно посмотреть сейчас на выставке «Нормкор» в РОСФОТО – Сергей Березкин.

Сергей родился в Ленинграде в 1986-м году. Большую часть жизни прожил в Петербурге. Не так давно переехал в Ленинградскую область. Фотографии автора выставлялись на персональной выставке в России и были включены в коллективные экспозиции за рубежом. В своих работах Сергей исследует повседневность, как уникальную среду для выстраивания смыслов.

Я никогда не ориентировался на какие-либо стили. Безусловно, мое творчество попадает под тот или иной, но это последнее, о чем я думаю.

Не могу припомнить конкретный момент из жизни, который подтолкнул начать фотографировать. Как все дети, я увлекался многим. Смотрел разные фильмы, слушал музыку – это сформировало мое представление о красивом и интересном. В свое время у меня на компьютере были гигабайты различных фотографий известных и не очень авторов. Все это впечатляло, хотелось попробовать самому. Шаг за шагом я двигался в этом направлении: делая, ошибаясь, анализируя результат. Отправной точкой, где я нащупал вектор, считаю 2015 год. После многих лет поиска или, скорее, погружения в теорию и процессы, я, наконец, понял в каком направлении хотел бы двигаться.

Когда я снимаю, зачастую, не стремлюсь показать свой внутренний мир или отношение к различным вещам. В большей степени это всегда поиск кадра, который откликнется, и я буду в нем уверен. Этим моментом может стать все что угодно, при любых обстоятельствах – это меня и привлекает. Не угадаешь, придешь домой пустой или с отснятым материалом. Я никогда не ориентировался на какие-либо стили. Безусловно, мое творчество попадает под тот или иной, но это последнее, о чем я думаю. Ничего нового я не изобрел, возможно, лишь почерк может быть местами узнаваем. И то не факт.

Выбор инструмента зависит от потребностей конкретного человека. Я перепробовал многие камеры, простые и не очень. И пока остановился на рабочих лошадках Olympus XA и Olympus XA2 для улицы, и зеркалка Nikon f65 для работы с людьми. Но для меня все камеры взаимозаменяемы, если они соответствуют требованиям конкретной задачи, исходя из результативности.

Сейчас самый сильный стимул и вдохновение я нахожу как раз в результате своей работы, которым я доволен. Очень важно оценивать свой труд так, чтобы чувствовать уверенность или видеть и корректировать промахи. Как человеку творческому, лукавить не буду, мне важна обратная связь, понимание того, что мое дело находит отклик. Это тоже добавляет уверенности. В то же время, я стараюсь не принимать близко к сердцу, если зрителю что-то может не понравиться или показаться странным. В любом случае, главный судья себе я сам.

Один из самых запоминающихся моментов случился, когда мне посчастливилось пообщаться со значимым для меня музыкантом Беном Фростом. Я сделал несколько кадров с ним, потом дома напечатал один из портретов и отправил ему в Исландию. На самом деле, сложно было осознать, что вот так вот все сложилось лучшим образом. Все было легко и непринужденно. Память о том событии заключена в фотографии, которую я люблю, как произведение и как символ, что все возможно.

Фотография приносит деньги лишь в том случае, если я работаю с персональными съемками. Не люблю определения вроде «телесности» и «жанр ню», но у меня именно про это. Процесс совершенно иной, со своими нюансами, эмоциональными и физическими затратами, временем на проявку и сканирование пленки. Процесс становится работой, а любая работа должна оплачиваться. Благо, на пути встречаются люди, которые это прекрасно понимают.

Обычно собраться с мыслями и силами очень мешают навязчивое ощущение выгорания и всяческие эмоциональные невзгоды. Я старюсь в любом состоянии продолжать делать, даже если получается не совсем то. Иногда нужен перерыв, отдых или переключение на другие дела, чтобы на контрасте позволить себе вновь ворваться в дела. Важно не терять интерес к своему делу и стараться мыслить рационально, не подвергаться психозу.

Самое страшное, что может случиться с человеком – полное энергетическое опустошение. За ним следуют не самые приятные последствия во многих смыслах. Всегда лучше попробовать сделать шаг вперед, чем его не делать, быть уверенным в том что ты хочешь сказать или сделать, дабы не потерять то ценное, что имеешь сейчас в том или ином виде.

Появление новых технологий может спутать карты в некоторых коммерческих аспектах. Можно адаптироваться, что-то менять в методах, а можно продолжать делать то, что близко без ожиданий. Стремиться и продвигать свои идеи не смотря ни на что. Это всегда вопрос ситуации и выбора, предпочтений, умений. Каждое поколение на своем веку становится свидетелем перемен во многих областях и на подсознательном уровне впитывает тенденции актуальные времени. С исторической точки зрения интересно наблюдать и анализировать то, как претерпевают изменения творческие и не только сферы. У каждого поколения свой язык, неотрывно связанный с предыдущим опытом. У меня сейчас период, когда я стал меньше наблюдать за фотографами. Конечно, временно. У меня есть подруга, чьи работы мне близки. Вот тут я в каком-то смысле и ориентируюсь.

Я часто думаю о том, что хотелось бы уйти в офлайн. Не совсем представляю как и зачем это делать. Что-то очень романтическое. Связанно с большими планами крепче взяться за оптическую печать, параллельно фотографировать и собирать серии или проекты, чтобы как раз постараться их показать вне сети.

Всем, кто связывает себя с фотографией, пожелал бы в этом деле обрести понимание, что конкретно ты хочешь делать и как именно этого достичь.

Ну, и делать все по сердцу!