Фотографы делятся: Виталий Северов

Фотографы делятся – это рассказы российских авторов об их творческом пути, истории из жизни и мысли о фотографии, принявшие форму монолога. 

Сегодня в нашей рубрике #фотографыделятся Виталий Северов.

Виталий родился и большую часть жизни провел на Белом море в городе Северодвинск, Архангельская область. Он молодой автор и на его счету пока что книга Summer Shore, тираж которой разошелся по частным и галерейным коллекциям, а так же библиотекам в Европе, США, России и Японии.

Мне нравится документальный подход в фотографии. В том смысле, что ты ничего не придумываешь, а просто наблюдаешь и собираешь потом все воедино. То, за чем ты наблюдаешь, само подскажет какую форму всему этому материалу стоит придать. Я люблю работать в поле, ездить автостопом, спать на улице, снимать подолгу и помногу.

Первую свою камеру я случайно нашел под задним сиденьем в автобусе. Конечно, это не очень хороший поступок и сейчас я нашел бы владельца. Но тогда мне было 14 лет. Я взял ее себе и с тех пор начал снимать. Я влюбился в фотографию из-за ее простоты и мгновенности. Еще подростком мне казалось, что этот вид творчества не зависит от вдохновения. До фотографии я занимался рисованием.

Два года с 2015-го я учился в Академии Фотографика. Это место очень сильно помогло мне сформироваться. Мне нравится документальный подход в фотографии. В том смысле, что ты ничего не придумываешь, а просто наблюдаешь и собираешь потом все воедино. То, за чем ты наблюдаешь, само подскажет какую форму всему этому материалу стоит придать. Я люблю работать в поле, ездить автостопом, спать на улице, снимать подолгу и помногу. Например, зимой для проекта я сидел 8 часов в огромном подземном сооружении – недействующем резервуаре пресной воды. Наблюдал там за суточным движением солнца. Это место превратилось в обсерваторию. Сквозь щель в куполообразном потолке проникал солнечный луч и перемещался в этой пещере вслед за солнцем на поверхности.

У меня никогда не было собственной техники. В дебютном проекте «Летний Берег», кажется, использовалось 7 камер, которые мне одалживали. «Летний Берег» – про побережье Белого моря. Я снимал его с 2016-го по 2018-ый. Потом два года работал над книгой, печатал тираж 125 штук на струйном принтере на кухне. Книга вышла в свет в издательстве Фотографики. Почти весь тираж был распродан в Европе и США.

Мне кажется, это мой стиль – тянуть время. Из опыта съемки на Белом море я вынес, что задуманное не всегда свершается. Можно много всего нафантазировать и ожидать, но реальность почти всегда приводит к разочарованию.

Сейчас я работаю над проектом «Воспоминания Будущего». Это рефлексия на тему постгуманизма, в нем я рассматриваю мусор и отбросы с точки зрения мемориала человечеству. Снимал я его на территории Кавказа и Передней Азии, немного на Карельском перешейке.

Все идеи вынашиваются очень долго. «Воспоминания Будущего» я начал воображать ещё в 2018-м году. Каков он должен быть эстетически, визуально. Через год провел ресёрч по трем направлениям: визуальным, концептуальным, географическим (локации съемок). И только в конце 2019-го я приступил к съемкам. Мне кажется, это мой стиль – тянуть время. Из опыта съемки на Белом море я вынес, что задуманное не всегда свершается. Можно много всего нафантазировать и ожидать, но реальность почти всегда приводит к разочарованию. Раньше я зарабатывал на продажах книг. Не очень много, но удавалось сводить концы с концами.

В России к фотографии относятся как к чему-то несерьезному, посредственному, чему-то, что очень легко можно сделать. Часто сами фотографы так ощущают свою работу. Когда я путешествую автостопом, никогда не говорю, что я фотограф. Однажды на Севере, когда я сидел на веслах в лодке, рыбак сказал мне: «это тебе, Витя, не на кнопку на фотике нажимать, дело серьезное». Сложно переубедить людей.

Самое трудное для меня в фотографии – финансовая сторона. Особенно когда я использовал пленку: перед съемкой я копил ее, на съемке я всё тратил, где-то 40-70 катушек; затем возвращался, сразу же проявлял. Всегда уходила немыслимая сумма денег. Получалось, что одни только материалы стоили дороже, чем само путешествие. А когда тебе, например, нужно уехать в срочном порядке, сбежать, весь твой архив в сотни негативов, который ты не отсканил в высоком разрешении…ты его просто лишаешься. И ничего не можешь с этим поделать. Какой кошмар. Пленка это круто, но очень сложно.

Пожалуй, любая фотография отражает свою эпоху. А кто будет висеть в Эрмитаже в следующие века – вопрос, скорее, политический. Мне очень нравятся фотографы Йозеф Куделка, Стэнли Грин, Юрий Козырев, Хуань Цзинь, Саша Деменкова, Игорь Елуков и Полина Тимофеева, Женя из города Червограда, Ваня Шестов, Кристина Сергеева, Гурам Цибахишвили.

Самое главное для фотографа – это упорство. Фотография – это не только нажимать на кнопку.