Как снималась Дюна

Как снималась «Дюна» Дени Вильнёва, и почему процесс «цифра-пленка-цифра» имеет смысл.

Дюна вышла в российский прокат в сентябре 2021 года, и если вы её ещё не смотрели, то мы очень рекомендуем это сделать, потому что этот фильм действительно является триумфом современного кинопроизводства. И сегодня мы расскажем почему.

Перед началом съемок оператор Грег Фрейзер ездил в пустыню недалеко от Лос-Анджелеса, где сделал несколько тестов, которые потом они отсматривали вместе с режиссером. Он перепробовал множество форматов, сосредоточившись на пленочных камерах. Он снимал на 65-мм, 35-мм и цифровую Arri Alexa.

Изначально Фрейзер хотел снимать на 35-мм, но при просмотре отснятого материала вместе с Дени, они пришли к выводу, что плёночное изображение выглядит слишком ностальгично. Однако и цифровое изображение их не устроило, так как было слишком резким, слишком идеальным, слишком цифровым.

«Было немного ностальгическое ощущение, как выразился Денис, как будто мы смотрели что-то, что произошло в прошлом… Цифровой формат, особенно при проецировании в IMAX, казался более современным, но он был слишком четким».

Изображение же «Дюны» мягкое и пластичное, и чтобы его создать, была использована не только определенная комбинация камер, объективов и различных фильтров, но и особый процесс, который упрощенно можно назвать «цифра-пленка-цифра».

Да, сначала все было снято на цифру (на камеру ARRI ALEXA LF), затем переведено на 35-мм пленку, а затем отсканировано обратно в цифру. Всё для создания максимально точной эмуляции кинопленки, снижения цифровой резкости и повышения мягкости.

Грег Фрейзер и Arri Alexa LF
Фотолаборатория CPC London

Процесс создания отпечатков с оригинальных негативов является дорогостоящим. Однако специализированные технологии позволяют облегчить этот процесс, сделав его более доступным. CPC London, основанная в 2014 году, является единственной кинолабораторией в мире, которая специализируется исключительно на производстве недорогих отпечатков 35-мм кинопленки для кинематографистов, со звуковой дорожкой и субтитрами по мере необходимости (даже в 3D).

Поначалу кажется, что процесс съемки «Дюны» и последующей обработки материала, это немного сизифов труд, излишне сложный и дорогой. Почему бы просто не снимать все на 35 мм, особенно с бюджетом более 150 млн долларов? Но кажется, все это того стоило, а процесс, использованный при съемках фильма позволил гибридизировать аналоговое и цифровое изображения. А вы заметили этот особый стиль?