Какую камеру и пленку взять на Луну? Часть 2. Технические особенности

Условия эксплуатации камер на Земле и в космосе разительно отличаются друг от друга, поэтому Hasselblad пришлось много экспериментировать с различными конструкциями и объективами.

Для NASA очень важно было сократить каждый лишний грамм полезной нагрузки, а это означало, что бортовые камеры Hasselblad должны были быть максимально лёгкими и компактными, при этом сохраняя свое знаменитое качество. Для того чтобы снизить вес камеры, было снято кожаное покрытие корпуса, а также вспомогательный затвор, зеркало и видоискатель.

Hasselblad 500с без кожаного покрытия

Еще одним важным препятствием на пути Hasselblad был факт того, что они не могли использовать обычную смазку для механизмов камеры, так как в условиях вакуума она разлагалась. Также были созданы новые магазины для пленки, которые позволяли сделать от 70 до 200 кадров вместо обычных 12. Они были съемными и полностью автоматизированными.

И наконец, камеры были окрашены в матовый черный цвет, минимизирующий отражения. Однако камера, которая использовалась непосредственно на поверхности Луны, имела гладкий серебристый корпус, который позволял предотвратить резкие перепады температур.

В миссии Аполлона-11 в июле 1969, когда человек впервые ступил на поверхность Луны, участвовали четыре камеры Hasselblad.

Одна камера была установлена внутри командного модуля «Колумбия». Она была электроприводной, работала от батарейки, автоматически перематывала пленку и взводила затвор. Ее объектив – Zeiss Planar 80 мм 2.8.

Две другие электроприводные камеры HEC (Hasselblad Electric Camera) также никогда не покидали корабль и находились в лунном модуле «Орел». Они были спроектированы исключительно для съемки изнутри, работали в мануальном режиме и были черного цвета. Камеры были оснащены сверхширокоугольным 38 мм объективом.

HASSELBLAD ELECTRIC CAMERA

Для документирования лунной поверхности использовалась серебристая камера HDC (Hasselblad Data Camera). Она была укомплектована объективом Zeiss Biogon 60 мм 5.6, на котором был установлен поляризационный фильтр.

Выдержка была фиксированной – 1/250 секунды.

HASSELBLAD DATA CAMERA (HDC)

Камера была закреплена на груди скафандра Армстронга. Перед полётом он много тренировался, так как необходимо было правильно выставить экспозицию в зависимости оттого, в тени или на Солнце находился объект съемки.

Фокусировка производилась по шкале расстояний, у камеры отсутствовал видоискатель, а также зеркало. Кадрирование осуществлялось изменением положения скафандра.

Практически все фотоаппараты, которыми пользовались астронавты на Луне, там и остались. На Землю вернулись только кассеты с отснятой фотоплёнкой (чтобы не перегружать при взлёте лунный модуль корабля «Аполлон»). Так что на поверхности Луны лежат около 12 бесплатных хассельбладов.

Если статья вам понравилась, читайте первую часть об истории сотрудничества Hasselblad и NASA, а в следующей части – о пленках, на которые снимали астронавты.