Лев Горнунг и Андрей Тарковский
В его фотографиях отразилось время
Зеркало — самый личный фильм Андрея Тарковского, автобиография. В его повествовании есть закадровое чтение стихов отца, Арсения Тарковского. Одну из ролей в нем исполняет мать режиссера, Мария Вишнякова. А в процессе работы над фильмом Тарковский часто обращался к фотографиям своего крестного отца и друга семьи, Льва Горнунга.
Лев Горнунг познакомился с Тарковскими в 1928 году. В Москве, Завражье и Тучково, где он бывал в гостях у семьи, он создал серию портретов, которые впоследствии лягут в основу фильма.
В книге «Осколки зеркала» сестра Андрея, Марина Тарковская, вспоминает: «Он много снимал, на последние гроши покупал фотопринадлежности и химикалии, отказывая себе в самом необходимом. Лев Владимирович был фотохудожником от Бога, у него было врождённое чувство красоты. В его фотографиях отразилось время».
Горнунг любил снимать модели на фоне зеркала — это был один из его любимых приемов. Так он снимал Бориса Пастернака, Арсения Тарковского и его сына в день шестнадцатилетия.
Горнунг — человек очень яркой визуальной культуры. Он рисовал с детства, а фотографировать стал в начале 1930-х (первый фотоаппарат ему подарил художник Леонид Евгеньевич Фейнберг).
Он увлеченно снимал Москву, племянника, друзей и их детей, русские пейзажи. Фотография — это ведь тоже попытка поймать время, не дать ему бесследно исчезнуть. Постепенно Горнунг добился выдающихся успехов именно как мастер лирического фотопортрета и даже зарабатывал этим на жизнь. Его портреты Ахматовой и Пастернака широко известны.
Творчества Горнунга-фотографа очень повлияло на его крестника, Андрея Тарковского. Готовясь снимать «Зеркало», он любил листать фотоальбомы Горнунга, рассматривать фотографии, сделанные в местах, где протекало его детство, а потом воспроизвел их с большой точностью. «Прерафаэлитская» трава под водой, которую мы помним по «Солярису», — это тоже мотив фотографий Горнунга.
По заказу режиссера «Мосфильм» приобрёл у фотографа негативы этих снимков. Сестра Андрея Тарковского, Марина, рассказывает: «Многие фотографии Горнунга, с самого детства изученные нами до малейшего штриха, до травинки, превратились впоследствии в кадры «Зеркала» – мама сидит на слегах ограды, пьёт из колодезного ведра, полощет бельё на речке, и мы — остриженные наголо, чтобы не завшивели в деревне».
Согласно свидетельству кинорежиссёра Александра Гордона, по снимкам Горнунга Тарковский в кинокартине «Зеркало» «воссоздал многие декорации хутора Горчаковых и построил ряд мизансцен, где буквально и притом совершенно сознательно повторил в кадре их композиции.