Лев Горнунг и Андрей Тарковский

В его фотографиях отразилось время

Зеркало – самый личный фильм Андрея Тарковского, автобиография. В его повествовании есть закадровое чтение стихов отца, Арсения Тарковского. Одну из ролей в нем исполняет мать режиссера, Мария Вишнякова. А в процессе работы над фильмом Тарковский часто обращался к фотографиям своего крестного отца и друга семьи, Льва Горнунга.

Лев Горнунг

Лев Горнунг познакомился с Тарковскими в 1928 году. В Москве, Завражье и Тучково, где он бывал в гостях у семьи, он создал серию портретов, которые впоследствии лягут в основу фильма. 

В книге «Осколки зеркала» сестра Андрея, Марина Тарковская, вспоминает: «Он много снимал, на последние гроши покупал фотопринадлежности и химикалии, отказывая себе в самом необходимом. Лев Владимирович был фотохудожником от Бога, у него было врождённое чувство красоты. В его фотографиях отразилось время».

Горнунг любил снимать модели на фоне зеркала – это был один из его любимых приемов. Так он снимал Бориса Пастернака, Арсения Тарковского и его сына в день шестнадцатилетия.

Горнунг — человек очень яркой визуальной культуры. Он рисовал с детства, а фотографировать стал в начале 1930-х (первый фотоаппарат ему подарил художник Леонид Евгеньевич Фейнберг). 

Он увлеченно снимал Москву, племянника, друзей и их детей, русские пейзажи. Фотография — это ведь тоже попытка поймать время, не дать ему бесследно исчезнуть. Постепенно Горнунг добился выдающихся успехов именно как мастер лирического фотопортрета и даже зарабатывал этим на жизнь. Его портреты Ахматовой и Пастернака широко известны.

Анна Ахматова в Коломне, 1936 год

Творчества Горнунга-фотографа очень повлияло на его крестника, Андрея Тарковского. Готовясь снимать «Зеркало», он любил листать фотоальбомы Горнунга, рассматривать фотографии, сделанные в местах, где протекало его детство, а потом воспроизвел их с большой точностью. «Прерафаэлитская» трава под водой, которую мы помним по «Солярису», — это тоже мотив фотографий Горнунга.

По заказу режиссера «Мосфильм» приобрёл у фотографа негативы этих снимков. Сестра Андрея Тарковского, Марина, рассказывает: «Многие фотографии Горнунга, с самого детства изученные нами до малейшего штриха, до травинки, превратились впоследствии в кадры «Зеркала» – мама сидит на слегах ограды, пьёт из колодезного ведра, полощет бельё на речке, и мы — остриженные наголо, чтобы не завшивели в деревне».

Кадр из к/ф “Зеркало”

Согласно свидетельству кинорежиссёра Александра Гордона, по снимкам Горнунга Тарковский в кинокартине «Зеркало» «воссоздал многие декорации хутора Горчаковых и построил ряд мизансцен, где буквально и притом совершенно сознательно повторил в кадре их композиции.

Лев Горнунг кормит кашей маленького Андрея Тарковского
Мария Ивановна Вишнякова с сыном Андреем
Арсений и Андрей Тарковские
Андрей Тарковский в день шестнадцатилетия 4 апреля 1948 года