Журнал Provoke

Времена больших переломов оставляют глубокие следы. Порой, чтобы понять чьи они и куда нас привели, нужно немалое количество времени. Так происходит сейчас с японской фотографией, о которой во всем мире слышали от двух-трех признанных мастеров. 

Многие почти наизусть знают историю агенства Magnum, но даже не слышали про журнал Provoke. Хотя он всего за год (и три номера) существования сумел сотворить революцию и создать новый визуальный код. Об этом говорит и тот факт, что именем журнала называют всю послевоенную японскую фотографию – «эра provoke».

Чтобы понимать, почему Provoke вообще появился на свет, нужно окунуться в политическую среду Японии тех лет. После войны страна попала под колоссальное влияние США. Люди не поспевали за темпами индустриализации и урбанизации. Это привело к перевороту традиционной социальной структуры и ценностей Японии. Началось время больших социальных и политических волнений. Пытаясь привыкнуть к меняющемуся образу жизни и растущей вестернизации, многие люди чувствовали, что их гражданские свободы угнетаются политикой правительства. 

Так появилась знаковая «Зенгакурен» («Zengakuren») – группа протестующих студентов, которая призывала не только к защите своих прав, но и шла рука об руку с общенациональным недовольством по поводу военного присутствия Америки в Японии и деспотизма неолиберального японского правительства. Протесты часто заканчивались столкновениями с полицией. Но это только раскачивало маятник недовольства. 

1968-й год – знаковый для истории многих стран, стал важным этапом и для Японии. 

В октябре десятки тысяч протестующих взбунтовались на токийском вокзале Синдзюку, сражаясь во имя свободы, а также против войны во Вьетнаме (США располагали рядом военных баз в Японии и отправляли своих солдат именно с них). 

Интересный факт: Джон Леннон вместе со своей подругой Йоко Оно поддерживал движение Zengakuren. В 1971-м году он выпустил сингл “Power To The People”, на обложке которого стоял в белой каске, как было принято у этого движения. Факт такого выступа в поддержку японских протестов не добавил ему популярности у американских спецслужб. Но это уже другая история.

Создатели Provoke знали друг друга задолго до, но именно в тот год решили объединиться на страницах журнала или точнее сказать додзинси (dojin-shi — самиздат, зины). У истоков стояли: арт-критик Коджи Таки (Koji Taki), фотографы Такума Накахира (Takuma Nakahira) и Ютака Таканаши (Yutaka Takanashi), а также поэт Такахико Окада (Takahiko Okada). Во втором и третьем выпуске к ним присоединился и фотограф Дайдо Морияма (Daido Moriyama).

В первом выпуске основатели журнала, зачитывавшиеся Роланом Бартом и Вальтером Беньямином, изложили часть своей идеологии в манифесте: «Сегодня, когда слова утратили свою материальную основу – иными словами, свою реальность – и кажутся повисшими в воздухе, глаз фотографа может уловить фрагменты реальности, которые невозможно выразить языком как таковым».

Provoke не придерживался конкретного политического послания; вместо этого он использовал свой революционный формат и эстетику, чтобы бросить вызов нормам и традициям современной Японии. Полностью журнал назывался «Provoke: Provocative Materials for Thought» («Провоцировать: провокативные материалы для осмысления»), поэтому включал и фотографию, и философские, политические эссе, а также экспериментальную поэзию. 

Фотографы Provoke отреагировали на происходящее вокруг новой эстетикой. В ее основе лежало три слова: ARE, BURE, BOKE, то есть размытая, зернистая, не в фокусе. Это противоречило акценту на технологическую точность, пропагандируемую в те времена, поэтому журнал называли «грязным». Создатели же только упивались темной, чернильной эстетикой, печатая полностью залитые краской страницы, вперемешку с короткими текстами и динамичной типографией. Именно такой стиль по-настоящему отражал то, что они ощущали в тот период.

Осмысляя безумные времена, фотографы параллельно углублялись и в саму природу фотографии. Они считали, что реальность и наш опыт ее по своей сути фрагментарны, и что способность фотографии фиксировать мимолетные моменты сделала ее идеальным средством для выражения этой идеи. К примеру, принцип «снимай от бедра», фактически, был использован Дайдо Мориямой ещё в конце 60-х начале 70-х, эта эстетика позже эхом отозвалась в Европе и Америке через ломографическое сообщество. 

Радикальность фотографии в Японии была доведена до пределов. В то время подобного не было в других странах. Журнал Provoke просуществовал с ноября 1968 года по август 1969-го, тираж каждого номера – всего тысяча экземпляров. В следующие несколько лет Такума Накахира и Дайдо Морияма, оставаясь на волне provoke, создадут свои сильнейшие работы, которые поражают и сегодня. 

В Азии о Provoke знают все, кто так или иначе связан с фотографией. Остальной мир влияние журнала стал признавать совсем недавно. В 2016 году в Швейцарии прошла выставка, посвященная журналу: «Provoke: Between Protest and Performance», о которой не написал разве что ленивый. Популярность «грязной фотографии» выросла настолько, что оригинальные журналы стали стоить десятки тысяч долларов. Соответственно, их невозможно было достать. 

В 2018 году команда Nitesha сделала репринты Provoke. Они разобрали журналы, чтобы идентифицировать и найти весь оригинальный материал. Бумага, обложка, переплет и даже ткань «оби» — пояс для традиционных японских платьев, которая использовалась для обложки второго номера, — все идентичны материалам, использованным 50 лет назад. 

Provoke был нацелен на то, чтобы стимулировать не только чувство вечно движущегося города, но и непостоянную природу самой фотографии и языка. Журнал стал такой точкой, в которой турбулентность времени нашла выход.