Фотографы делятся: Кристина Сергеева

Фотографы делятся – это рассказы российских авторов об их творческом пути, истории из жизни и мысли о фотографии, принявшие форму монолога. 

Сегодня в рубрике #фотографыделятся визуальная художница и независимый куратор из Петербурга – Кристина Сергеева (1996). Художественная практика Кристины вращается вокруг исследований коллективной травмы, исторических процессов памяти и современного осмысления понятия «дом». Кристина также занимается работой с печатными формами, самоизданием, организует ежегодный фестиваль зинов и фотокниг NIZINA FEST.

		Сегодня в рубрике #фотографыделятся визуальная художница и независимый куратор из Петербурга – Кристина Сергеева (1996). Художественная практика Кристины вращается вокруг исследований коллективной травмы, исторических процессов памяти и современного осмысления понятия «дом». Кристина также занимается работой с печатными формами, самоизданием, организует ежегодный фестиваль зинов и фотокниг NIZINA FEST.

Я наивно верю, что импульсом для создания чего бы то ни было не могут быть деньги. Только невозможность не делать то, что любишь.

Я родилась в районе Ладожской в Петербурге. За последние лет пять успела пожить во многих других районах города, но почему-то меня все равно чаще тянет снимать в родные края: на Ржевку, Пискаревку, Невский район. Живу и работаю сейчас в Петербурге, но за этот год успела побывать в Казахстане и Тбилиси, как и многие мои друзья и знакомые. Путешествовала по Кавказу, была в Норильске и Самаре.

Лет в 14 я сидела на tumblr и сохраняла огромный поток чужих фотографий. Чаще всего это были меланхоличные элементы природы, в которых я видела некоторую тайну, ключ к душе фотографа. Казалось, что я никогда не смогу делать такие же классные снимки. Потом мне попалась пленочная Чайка 2м и, спустя год, появились первые нормальные кадры, очень похожие на те, что я сохраняла. Также я снимала иллюстрации к дневнику на пленочную камеру Cosina.

Фотография – это фундамент моей личности.

В 2017-м году из-за депрессии я «бросила все» и пошла учиться в Фотографику (так сказать, ушла в «монастырь»). Это место перевернуло мою жизнь. Вместо пустоты появилось дело, ставшее любимым. Так я начала снимать фотопроекты, благодаря чему заинтересовалась историей, визуальными искусствами, философией. Там же я влюбилась в стрит на курсе Алины Тарабариновой, узнала, насколько этот жанр психологичный. Ее видение мира очень повлияло на преодоление чувства потерянности. Потом познакомилась с современной западной фотографией, работала фоторедактором в Grandmama’s Print, кайфовала от авторов, работающих с темами магического реализма, нереального, изоляции и ухода в лес, в подземелье. Думаю, три эти линии одинаково повлияли на мой визуальный язык.

Все эти годы я снимала на одну камеру Canon 600D. Сейчас у меня появилась вторая – б/у Canon 5D первый. На все съемки я беру две камеры. Это меня более чем устраивает. Фотография – это мыслительный процесс. Когда ко мне подходят и рассказывают про свою технику, мне становится скучно, это вообще не про фотографию, а про способ ее создания. Должно же что-то происходить дальше или до создания снимка, или как-то фотография должна синхронизировать меня с опытом автора, его чувствами. Иначе зачем это все?

Фотография – это фундамент моей личности. Мои зины и принты иногда покупают, но основной заработок сейчас приносят кураторские услуги для других фотографов и проект «nizinafest». Я наивно верю, что импульсом для создания чего бы то ни было не могут быть деньги. Только невозможность не делать то, что любишь. Это не относится к коммерческой фотографии или журналистике, конечно же. Я говорю именно про фотографию, как искусство. Пожалуй, любой труд должен оплачиваться, если у него такая цель. Но у художника (к коим я себя причисляю), наверное, что-то пойдет не так, если почвой станет заработок.

Всю жизнь больше всего меня вдохновляют музыка и текст. Вот послушаю, почитаю что-то, и несусь придумывать куда бы съездить и поснимать. Я люблю Сашу Соколова, Сафрана Фоера, литературу про коллективную память и переосмысление СССР. Слушаю drone, ambient, emo. Еще меня вдохновляют мои студенты, их ненасмотренный хрупкий взгляд на мир полон свободы и огня. Меня это тоже заряжает.

В начале пути на меня сильно повлияли Elena Helfrecht, Dylan Hauston, Matthew Genitempo, Роберт Франк (поздние работы) и Йозеф Куделка. Из современной русской фотографии я люблю работы Кати Яновой, Анастасии Цайдер, Виталия Северова, Евгения Гусарова, Вики Ковшиковой. На самом деле, в России много очень сильных авторов.

Планов у меня много, успеть бы все. Сейчас я работаю над фотокнигой, прикасаясь к ней ровно раз в месяц почему-то. Отправляю на конкурсы два последних проекта. В следующем году собираюсь много ездить и снимать по новому проекту. Вообще планирую доехать до Хибин, Медвежьегорска, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Магадана, Сыктывкара, Дмитрова и надеюсь опять вернуться в Норильск. Он оказался для меня одним ярким впечатлением, я очень жалею, что была там всего две недели. В последний день в Норильске я поехала с местными жителями в заброшенную шахту на горе. Там меня встретила пещера с гигантскими кристаллами льда. Я до сих пор в шоке как это было красиво.

Наверное, как и у всех, больше всего меня тормозит неуверенность в том, что делаешь, как реализуешь идеи и формулируешь мысли, отражаются ли они в снимках, особенно на этапе презентации. Но жизнь сейчас кажется более хрупкой, чем раньше, поэтому я руководствуюсь девизом “когда, если не сейчас?”. Даже если самый крутой куратор скажет, что я делаю какую-то чушь, меня это не остановит. Всегда найдется кто-то, кто обесценит тебя. Этого просто не избежать. Я считаю, нужно прислушиваться к другим, но всегда выбирать – полезно это для тебя или нет, и даже критику переоформлять в знание.

Я не воспринимаю всерьез неаргументированную критику. Потому что она не включает самостоятельной работы над собой. Осмысленные комментарии чаще дают кураторы, преподаватели, так как берут ответственность за свои суждения. Без критики не будет роста, но нужно понимать откуда ее получать. Полезен опыт портфолио-ревю, важно и показывать работы тем, кому доверяешь в среде фотографов. В работе с начинающими авторами я всегда, прежде чем отрубить какую-то идею, сбивающую с пути, задумываюсь, могу ли я привести объективные аргументы. Если они не находятся, я ничего не говорю. Помню, один преподаватель просто говорил «нет» на мои работы, никак не объясняя. Тогда я почти расплакалась и перестала вообще ходить на курс. Рабочая ли это схема? Для кого-то возможно. Для меня – нет.

Фотография документальна только в сути ее создания. Когда к камере подходит автор, она перестает таковой быть.

Я три года работала в Фотографике, сейчас преподаю сама, и самое частое – это незнание современной мировой фотографии. Многие не понимают, что фотография – это не отщепенец, а сила для формулирования авторской позиции. Среди проектных фотографов или художников, работающих с изображением, мыслящих авторов становится все больше, их фотографии глубже, сложнее для восприятия. Но в это время процессы настоящего неотделимы от их работ. Когда у тебя перед носом кровоточит и гниет рана, сложно ее игнорировать. Она так или иначе влияет на твое мировосприятие и фотографию. Процесс адаптации у всех разный.

Фотография документальна только в сути ее создания. Когда к камере подходит автор, она перестает таковой быть. Мне очень нравится думать о контекстах, о времени, в котором мы находимся, и что это время с нами делает. Вообще жизнь, как объемный и сложный процесс, для меня неотделима от фотографии, они очень взаимосвязаны.

Начинающим авторам я посоветовала бы не прекращать интересоваться. Быть любопытными, искренними, во главу всех целей ставить не славу, а искусство и его возможности. А еще смотреть на мир широко распахнутыми глазами и читать хорошие книги.